Главная > Энциклопедия спорта

Как гимнастика превратилась из прикладной дисциплины в спортивную?

Как гимнастика превратилась из прикладной дисциплины в спортивную? Гимнастические упражнения были известны еще за три тысячелетия до нашей эры в древнем Китае и древней Индии, где они использовались в лечебных целях. Древние греки под гимнастикой понимали всю систему физического воспитания, которая включала в себя различные виды упражнений – легкую атлетику, плавание, кулачный бой, борьбу, езду на колесницах и другие виды спорта, входившие в программу древних Олимпиад.

Афинская система воспитания ставила целью гармоничное развитие личности ребенка. «Вся жизнь человека нуждается в гармонии и ритме», – писал философ Платон. До семи лет детям воспитывались в доме родителей, а после этого их посылали «к учителю гимнастики, чтобы таким образом приспособить их тела к мужественной жизни, и чтобы благодаря телесной слабости у них не появлялось малодушие во время войны или в каких-либо других случаях».

А Сократ полагал, что образ жизни свободного человека в обществе немыслим без занятий гимнастикой. «Было бы безобразием, – говорил он, – по собственному незнанию состариться так, чтобы даже не видеть по самому себе, каким способно быть человеческое тело в полноте своей красоты и силы».

Древние римляне внесли свой вклад в развитие гимнастики. Они ввели такие снаряды, как деревянный конь (для отработки техники верховой езды), стенка, заборы, лестницы и другие приспособления для лазанья. Также известно о существовании прототипов современных гимнастических снарядов в Индии и Китае.

Однако ранние христиане считали гимнастику «сатанинским изобретением», противопоставляя плотское, «греховное» ее начало – под которым, прежде всего, подразумевалась нагота выступавших атлетов, – всему духовному, возвышенному. В 393 году гимнастика была официально запрещена религиозными институтами.

С утверждением на рубеже XIV-XV веков философии гуманизма, выступавшей за защиту достоинства и свободы личности, ее всестороннего, в том числе и физического развития – общество обращается к культурному наследию античности. В систему воспитания постепенно снова внедряется гимнастика.

Значительную роль в ее возрождении сыграло сочинение итальянского врача Иеронима Меркуриалиса (1530-1606) «Об искусстве гимнастики», взгляды на воспитание французского писателя, автора знаменитого романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле (1494-1553), а также французского философа и просветителя Жан-Жака Руссо (1712-1778).

В конце XVIII – начале XIX вв. в немецкой педагогике под влиянием идей гуманистов сложилось течение филантропистов. В созданных ими школах – филантропинах – важное место заняла система физического воспитания. Специальную гимнастику разработали и преподавали Герхард Фит (1763-1836) и Иоганн Гутс-Мутс (1759-1839). Завершил создание системы немецкой гимнастики Фридрих Ян (1778-1852), разработавший гимнастическую систему под названием «турнен» – она обогатила немецкую гимнастику упражнениями на перекладине (турнике), кольцах, брусьях и коне.

Оригинальные системы гимнастики были созданы во Франции Франсиско Аморосом (1770-1847), в Швеции (шведская) – Петром Генрихом Лингом (1776-1839), а в Чехии (сокольская) – Мирославом Тыршем (1832-1884).

История гимнастики XIX века во многом определялась противоборством двух диаметрально различных систем подготовки спортсменов: шведской, в которой упор делался, прежде всего, на вольные упражнения (в широком понимании), и немецкой, тяготевшей к упражнениям на снарядах.

В середине столетия в Германии появляются первые закрытые гимнастические залы (до этого действовали лишь открытые площадки). Начинают проводиться официальные соревнования по спортивной гимнастике. Во второй половине XIX века Европа, а позже и Северная Америка переживают настоящий гимнастический бум.